Отправить заявку

бесплатная консультация по телефону

Как специалисту по охране труда справиться с летней жарой в офисе?


Работа в офисе летом способна приносить невыносимые страдания сотрудникам. Это, прямым образом, влияет на работоспособность, а также негативно сказывается на здоровье сердечнососудистой системы. Вопрос в том, как наладить микроклимат в офисном помещении, какими способами и кто за это должен быть ответственный? Попробуем разобраться в этой статье.

Требования, которые выдвигаются к микроклимату на предприятии
Ответственность за нормальные условия для осуществления трудовой деятельности возложена на работодателя. Для этого ему необходимо отслеживать и контролировать исправность приборов и оборудования, которые размещаются по периметру офисного помещения или на производстве, а также придерживаться правил по технике безопасности.
Для любого предприятия имеются специально разработанные санитарно-эпидемиологические нормы, которые учитывают физический фактор. В их перечень входят требования к поддержанию определенного температурного режима, влажности воздуха, а также иные нормы, перечень которых отображен в п.2.2.1.СанПиН. Разумеется, что температурный режим и норма, которая к нему относится, зависят от сезонности. Однако стоит указать, что разница между ними составляет 1 градус.
В летнюю пору работникам офиса комфортнее всего трудиться в помещении с температурой воздуха - +22-25 °С. При этом относительная влажность воздуха не должна опускаться ниже порога в 40 % и подниматься выше 60% - это наиболее оптимальные условия для труда.
Предел допустимой нормы в летнее время – это +28 °С, но такая температура начинает оказывать свое воздействие на снижение работоспособности. Когда температура в помещении повышается, работнику становится все труднее.  Если она повысилась на полградуса выше нормы - должна  снижаться продолжительность непрерывного рабочего времени на полчаса или даже один час. К примеру, повышение до +29 °С уменьшает продолжительность пребывания на рабочем месте до шести часов, а при +32 °С – позволяет непрерывно трудиться не более двух часов. Если температура достигает своей критической отметки в 33 °С и выше, то при таких условиях работать в помещении запрещается.

Измеряем температуру воздуха в офисном помещении
Для того чтобы избежать нарушения трудовой дисциплины и не уходить с рабочего места, принимая самостоятельное решение покинуть офис, сотрудник обязан уведомить работодателя о том, что температура достигла или превысила свою критическую отметку. После этого, по приказу работодателя, создается специальная комиссия, которая проводит и фиксирует  в протоколе измерение температуры в офисе. В протоколе также приводятся данные в виде схемы размещения тех участков, в которых измерялась температура. В него заносится информация о размещении оборудования на производственном объекте или в офисе и сведения о том, какие источники выделяют дополнительное тепло, охлаждают, или повышают влажность воздуха в помещении. На усмотрение комиссии, могут фиксироваться и другие данные.

Как добиться уменьшения рабочего времени в период летней жары
Когда комиссия провела все необходимые измерения, и работодатель подтвердил факт превышения санитарно-эпидемиологической нормы, он обязан уменьшить время пребывания сотрудников на рабочих местах. И здесь часто возникают противоречия, так как понятия «время пребывания в офисе» и «продолжительность  пребывания на рабочем месте» - это не одно и то же.

Пребывание в офисе включает в себя перерыв на обед и возможность отлучиться на перекур, или занятость в соседнем помещении.
Пример. Допустим, сотрудник офиса лишь часть времени находится на своем рабочем месте, затем он работает в переговорной, отлучается из офиса для деловых встреч, или посещает курсы повышения квалификации в здании по соседству. Значит, непрерывно  он работает на своем рабочем месте всего несколько часов в день.

Продолжительность пребывания на рабочем месте – это непрерывная работа сотрудника.
Пример. Сотрудник компании, занимающий должность секретаря руководителя, обязан находиться на своем рабочем месте в течение полного рабочего дня. Исключение составляет время на обед.
Количество времени до обеда, и после него – это показатели, на которые ориентируется работодатель, когда принимает решение.
Когда температура поднимается выше допустимых отметок, руководитель может добавить дополнительные перерывы, а также перенести офис временно в более прохладное помещение, если такое имеется в распоряжении предприятия.  Он также может предложить сотрудникам другие участки работы, или переоборудовать офис таким образом, чтобы в нем стало работать комфортнее.
Конечно же, случаются ситуации, когда никакие принятые меры не способны спасти сотрудников от жары. Только при таких обстоятельствах корректируется график работы, согласно приказу руководителя. Секретарь ознакомит с приказом всех сотрудников. Так как принятые меры считаются временем вынужденного простоя, они должны быть оплачены согласно Трудовому Кодексу РФ. Это в том случае, если вина за микроклимат в помещении лежит на плечах руководителя. Если же от него не зависят такие обстоятельства, это время также оплачивается в соответствии с действующими законодательными нормами.

Есть еще один «подводный камень» - простой, не значит отсутствие на работе. Период простоя предполагает присутствие сотрудника на предприятии и ожидание разрешения от руководителя приступать к непосредственным рабочим обязанностям.
Чаще всего, когда наступает аномальная жара, между руководителем и сотрудниками имеется договоренность о том, что они какое-то время будут осуществлять свою рабочую деятельность в удаленном формате или уйдут в отпуск.

Запросить более подробную информацию сопровождению ОТ можно на странице - http://pack.eactt.ru/