Новости

Обучение в октябре 2017г.
21.09.2017

Принимаются заявки на обучение руководителей и специалистов организаций:
по охране труда - на период с 30.10 по 03.11.2017 г.
по ГО и ЧС - на период с 23.10 по 25.10.2017 г.
пожарно-техническому минимуму - на период с 26.10 по 27.10.2017 г.

Приглашаем 24 августа на семинар «Новации в области охраны труда в свете предстоящих изменений в Трудовом кодексе РФ»
31.07.2017

С начала 2018 года планируется вступление в силу проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).

Регистрация МО
25.05.2017

Уведомляем о том, что мы успешно прошли регистрацию, в качестве организации, оказывающей услуги по проведению специальной оценки условий труда на территории Московской области.

Заявка на заказ

x

Возможная модель системы охраны труда в РФ и принципы ее организации

Основой современных национальных систем охраны труда является концепция управления профессиональными рисками. Суть этой концепции заключается в формировании на государственном уровне механизмов, методов и инструментов, с помощью которых работодатели и работники могут, во-первых, объективно оценивать существующие риски и влиять на условия труда на рабочих местах и, во-вторых, мотивированы к этому. При этом во главу угла ставится реализация эффективных предупредительных мероприятий с целью недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Основными элементами такой проактивной модели управления охраной труда являются:
1. Выявление и оценка профессиональных рисков.
2. Система управления (снижения) профессиональными рисками
3. Система государственного управления охраной труда, включая контрольно-надзорную деятельности в области охраны труда  

1.1. Выявление и оценка профессиональных рисков

Основными элементами механизма оценки профессиональных рисков являются:

  • инструменты объективной оценки условий труда на рабочих местах (аттестация рабочих мест по условиям труда);
  • комплекс методов проведения оценки условий труда, гигиенических нормативов, критериев классификации условий труда, а также методология оценки уровня профессионального риска;
  • механизмы оценки состояния здоровья работников с учетом профессионального маршрута;
  • система отношений между стэйкхолдерами по поводу проведения оценки условий труда на рабочих местах.

Результаты объективной оценки условий труда являются компонентой при расчете уровня профессионального риска. Инструментом такой оценки является аттестация рабочих мест по условиям труда, порядок проведения которой утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. № 342н. Объективность оценки во многом зависит от комплекса методов и нормативов, с помощью которых условия труда дифференцируются по классам вредности и, в последствие, учитываются при определении уровня профессионального риска. На сегодняшний день существует 113 документов по санитарно-гигиеническому нормированию (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), многие из которых требуют серьезного пересмотра и гармонизации с нормативными документами развитых стран. Требует модернизации и Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса как с точки зрения обоснованности оценки отдельных факторов производственной среды и трудового процесса (не встречающихся в аналогичной практике других развитых стран), так и с точки зрения принципов классификации.

Второй базовой компонентой оценки уровня профессионального риска является информация о состоянии здоровья работника. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302 н. Одной из новаций данного документа является введение паспортов здоровья работников, что позволяет гармонично «встроить» процедуру медицинских осмотров в механизм оценки профессиональных рисков на основе информации о профессиональном маршруте работника.
Важным элементом механизма оценки профессиональных рисков должен стать алгоритм трансформации (учета) показателей условий труда в показатели уровня профессионального риска, что требует разработки и утверждения соответствующего порядка.

Система отношений между стэйкхолдерами по поводу проведения оценки условий труда на рабочих местах предполагает функционирование независимых компетентных организаций, отобранных для целей проведения аттестации рабочих мест в соответствии с установленными правилами. Соответствующие правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 г. № 205н. Указанный документ должен быть доработан с учетом внесенных изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части порядка контроля за деятельность аккредитованных организаций, приостановления и отзыва аккредитации.
Вопросы компетентности и независимости организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, обеспечения качества их работы должны решаться с помощью механизма саморегулирования. Внедрение такой практики позволит сделать рынок оказания услуг в области охраны труда более прозрачным, снизить административные барьеры, развивать конкуренцию в этой сфере и повысить ответственность предпринимателей перед потребителями услуг.

Необходимым условием формирования независимого механизма оценки условий труда является наличие института арбитража, позволяющего объективно и профессионально решать возникающие споры по поводу качества проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда, предоставления компенсаций, а также фактических условий труда. Необходимость такого механизма в форме государственной экспертизы условий труда обусловлена как особенностями вопросов оценки условий труда и объемом проводимой работы, так и спецификой категорий заявителей, которые имеют право обращаться за проведением соответствующей экспертизы. Так, в 2011 году органами государственной экспертизы условий труда было проведено свыше 27 тысяч различных экспертных проверок, из которых более 28% касались вопросов правильности предоставления компенсаций и более 58% — качества проведения аттестации рабочих мест.
В контексте реформирования системы охраны труда целесообразно сохранить полномочия по проведению государственной экспертизы условий труда за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на безвозмездной для заявителей основе. При этом необходимо существенно усовершенствовать и унифицировать порядок проведения соответствующей экспертизы.

В связи с вышеизложенным, основными направлениями работы должны стать:

  • Проведение аудита действующих документов по санитарно-гигиеническому нормированию, подготовка предложений по гармонизации этих документов с аналогичными документами европейских стран и их утверждение.
  • Принятие нового Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса как базового документа, на основе которого проводится оценка состояния условий труда.
  • Утверждение порядка оценки профессиональных рисков.
  • Утверждение новых правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
  • Утверждение нового порядка проведения государственной экспертизы условий труда.
  • Разработка дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения механизма саморегулирования на рынке оказания слуг в области охраны труда.

Система управления (снижения) профессиональными рисками

Система управления профессиональными рисками предполагает формирование и внедрение в практику
а) комплекса мероприятий, направленных на предупреждение травматизма и профзаболеваемости на производстве,
б) комплекса компенсационных мер, направленных, прежде всего, на защиту работника от воздействия вредных и опасных производственных факторов и
в) инструментов стимулирования работодателей к улучшению условий труда.

1.2.1. Комплекс профилактических мероприятий должен осуществляться на основе требований, установленных соответствующими нормативными правовыми актами. К таким нормативным актам, в частности, относятся: стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса). При этом в связи с внесенными изменениями в  статьи 209 и 211 Трудового кодекса Российской Федерации и придания стандартам безопасности труда статуса нормативно-правовых актов, требуется коренной пересмотр существующей системы стандартов безопасности труда (большинство из которых были приняты более 15 лет назад) и формирование новой системы стандартизации.

Тщательному аудиту должны быть подвергнуты и правила по охране труда. В Российской Федерации существует более 120 отраслевых и межотраслевых правил по охране труда, которые были утверждены 10 – 20, и даже 30 лет назад различными федеральными органами исполнительной власти. Большинство из них перегружены избыточными конкретными параметрами технологических процессов середины ХХ века, создают путаницу в нормативной правовой документации по охране труда и, в этой связи, создают препятствия для развития конкуренции, а также избыточное административное давление на бизнес.

С учетом этого в перспективе до 2018 года должны быть разработаны все основные стандарты безопасности труда, а также правила по охране труда.
Наиболее эффективными мероприятиями, направленными на предупреждение травматизма и профзаболеваемости, являются подготовка работников по вопросам охраны труда и применение работниками средств индивидуальной защиты. При этом такие мероприятия являются эффективными только в случае их адресности, адекватности потребностям потребителей этих услуг (продукции). В связи с этим направления реформирования в области обучения по охране труда должны быть сфокусированы на создании возможностей для обучения по охране труда в течение жизни, на разных образовательных уровнях, на основе разработанных стандартов и программ обучения, с учетом развития необходимых компетенций. Особое внимание должно быть уделено подготовке специалистов по охране труда в системе высшего профессионального образования на основе выделения направления подготовки «охрана труда и управление профессиональными рисками».

В ближайшем будущем необходимо:

  • Утвердить порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
  • Утвердить профессиональные стандарты специалистов по охране труда.
  • Подготовить стандарт безопасности труда, регламентирующий правила и процедуры проведения обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
  • Ввести направление подготовки «охрана труда и управление профессиональными рисками» и утвердить соответствующий федеральный государственный образовательный стандарт.

Вопросы обеспечения работников средствами индивидуальной защиты требуют концептуального пересмотра в логике новой модели управления охраной труда. Отраслевой принцип обеспечения работников СИЗ (в зависимости от наименования должности, профессии) не адекватен современным реалиям производства, характеризующимся разнообразием как технологических процессов, так и используемого оборудования и сырья, а значит, и разнообразием производственных факторов, которые могут влиять на работников. Более того, нормативные положения о бесплатном обеспечении работников СИЗ только на основе «отраслевого» подхода являются демотивирующим фактором, так как улучшение работодателем условий труда на конкретных рабочих местах не освобождает его от необходимости обеспечивать работников СИЗ. В связи с этим в среднесрочной перспективе необходимо полностью отказаться от отраслевого принципа обеспечения работников СИЗ и подготовить нормативную основу для реализации этого предупредительного мероприятия только на основе результатов оценки условий труда на конкретном рабочем месте.

Комплекс компенсационных мер

Система компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, адекватная советской плановой экономике и решавшая, во многом, иные (кроме защитных) задачи, полностью исчерпала свой потенциал. Компенсации, в основе предоставления которых лежит «списочный» принцип, являются не только не справедливыми по отношению к работникам, не включенным в соответствующие списки, но и являются серьезным бременем для национальной экономики.
В основу нового подхода к установлению компенсаций должны лечь принципы адресности предоставления (с учетом условий труда на конкретном рабочем месте) и адекватности уровня компенсаций установленным в результате оценки условиям труда. Для этого в самом ближайшем будущем необходимо:

  • Привести Трудовой кодекс Российской Федерации в части предоставления компенсаций в соответствие пункту 4 статьи 2 части II Европейской социальной хартии (пересмотренной), ратифицированной Федеральным законом от 03.06.2009 № 101-ФЗ, а именно обеспечить работнику либо сокращение продолжительности рабочего времени, либо предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, если на его рабочем месте пока невозможно ликвидировать или в достаточной мере смягчить риски, сопряженные с выполнением опасных и вредных работ.
  • Установить в зависимости от классов условий труда минимальные компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, имея в виду, что увеличенные размеры компенсаций могут быть установлены в коллективных договорах.
  • Установить сочетание минимальных компенсаций в зависимости от класса условий труда.

В среднесрочной перспективе представляется целесообразным полностью отказаться от соответствующих списков.

Стимулирование работодателей к улучшению условий труда

Стимулирование к улучшению условий труда подразумевает, прежде всего, формирование для работодателей определенных «выгод» или снижение определенных издержек за счет соблюдения требований охраны труда. В этой связи был инициирован процесс перехода к установлению «индивидуальных» страховых тарифов, а также скидок (надбавок) к страховому тарифу в зависимости от условий труда. Результатом такой работы стало внесение соответствующих изменений в закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 г. № 524 «Об утверждении правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Логическим завершением этого процесса будет утверждение методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
К улучшению условий труда должны побуждать и адекватные санкции со стороны контрольно-надзорных органов. В этой связи скорейшего принятия требуют поправки и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, устанавливающие серьезные меры ответственности для лиц и организаций, не соблюдающих установленные нормативные требования охраны труда.

Система государственного управления охраной труда, включая контрольно-надзорную деятельность в области охраны труда  

Полномочия по управлению в сфере охраны труда реализуются как на федеральном, так и на региональном уровне, а также отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В частности, органы власти субъектов Российской Федерации в целях государственного управления охраной труда организуют обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. В целях эффективной реализации соответствующих полномочий, требуется их конкретизация в контексте формируемой модели управления профессиональными рисками, четкое выделение роли соответствующих органов власти в вопросах обеспечения реализации политики в области охраны труда. В частности, целесообразно привлекать органы власти субъектов Российской Федерации к контролю за деятельностью организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, а также обеспечить для соответствующих органов доступность информации об условиях труда (проведении аттестации рабочих мест по условиям труда) и обучении по охране труда в регионах.

Управление в сфере охраны труда и обеспечения здоровья работающих невозможно без эффективных инструментов поддержки принятия решений. В настоящее время различные ведомства осуществляют сбор и обработку большого массива данных, отражающих ситуацию в соответствующей сфере (Минтруд России, Росстат, Роструд, ФСС, Роспотребнадзор, ФМБА, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда), однако нет единого центра обработки такой информации. Зачастую данные, формируемые ведомствами, существенно различаются, что затрудняет проведение оценки текущей ситуации в области охраны труда и выработку адекватных ей мер регулирования. В связи с этим в ближайшее время необходимо создать единую информационную базу данных по вопросам охраны труда и здоровья работников, доступную пользователям различного уровня управления, на основе совершенствования системы статистического учета и отчетности в соответствующей сфере.