Отправить заявку

Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте водителя городского общественного транспорта


С введением в 2014 году специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) вместо аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ), многие категории работников утратили льготы и компенсации, связанные с вредными условиями труда, как и собственно «вредность». Среди таких – водители автомобиля.

Практически всегда в результате проведения АРМ на рабочем месте водителя автомобиля по результатам замеров устанавливался вредный класс условий труда. «Вредность» обеспечивала напряженность труда, часто вредным классом оценивался шум (при ПДУ шума для легковых автомобилей 60 дБА, для грузовых – 70 дБА), иногда – вибрация, химический фактор, тяжесть труда. В случае установления вредных условий труда водители грузового автотранспорта получали дополнительный отпуск (одну или две недели  в зависимости от грузоподъемности автомобиля - Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день,  утв. постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 N 298/П-22, раздел XXXIII. Транспорт, п .200).

Если же работодатель был законопослушен настолько, что полностью применял недоброй памяти 870 постановление (Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»), водитель автомобиля мог рассчитывать на прочие льготы и компенсации, вплоть до сокращенной продолжительности рабочей недели.

С появлением СОУТ в оценке условий труда водителя изменилось очень многое. 
1. В первое время в интернете велись активные  споры по поводу того, считать ли автомобиль технологическим оборудованием. От ответа на этот вопрос зависит, идентифицируются или нет для водителя автомобиля виброакустические факторы (шум, инфразвук и вибрации - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О страховых пенсиях» Статья 30, п.1. пп.10) . Предлагались различные способы выполнить идентификацию виброакустических факторов, не признавая автомобиль технологическим оборудованием.
2. Сократилось количество идентифицируемых вредных факторов на рабочем месте водителя (СОУТ не  позволяет идентифицировать для водителя микроклимат, зачастую -  тяжесть труда).
3. Изменился (увеличился) ПДУ шума.
4. Сократилось количество показателей напряженности трудового процесса. «Ушли» из оценки параметры, дающие водителю «вредность»: продолжительность смены (для водителей – обычно более 8 часов), эмоциональные нагрузки, обусловленные ответственностью за жизнь пассажиров и значимостью последствий ошибки, интеллектуальные нагрузки (работа по серии инструкций, необходимость сопоставления значений параметров с номиналом).

Все эти изменения привели к тому, что после проведения СОУТ водители стали терять «вредность», а вместе с ней – льготы и компенсации. Существенно эта «потеря» отразилась на муниципальных предприятиях общественного транспорта. Водители автомобиля, работающие на автобусах регулярных линий, а также водители маршрутных такси утратили право на двухнедельный дополнительный отпуск (N 298/П-22, раздел XXXIII. Транспорт, пп.198,198а). Примерно то же стало происходить и с кондукторами автобусов, потерявшими право на недельный дополнительный отпуск (N 298/П-22, раздел XXXIII. Транспорт, п.207), а также с водителями и кондукторами троллейбусов и трамваев (N 298/П-22, раздел XXXVIII. Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, пп.30,33).

И наиболее значительной потерей для водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах стала утрата льготного пенсионного стажа (Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О страховых пенсиях», Статья 30, п.1. пп.10) с момента установления допустимых условий труда на их рабочих местах. Все это привело к волнениям на предприятиях городского общественного транспорта, и многих водителей заставило искать другую работу.

Чтобы устранить конфликт, был разработан и начал действовать с 25.12.2017 Приказ Минтруда России от 30.06.2017 N 543н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования» (далее – Приказ 543н, водитель городского наземного пассажирского транспорта общего пользования – далее «водитель»).

Приказ 543н определил, что замеры производственных факторов на рабочем месте водителя должны проводиться во время специального рейса при работе на маршруте в эксплуатационном режиме, определенном руководством по технической эксплуатации транспортного средства и должностной инструкцией водителя.

Организация и порядок выполнения такого специального рейса определяются работодателем и оформляются протоколом комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Это требование с одной стороны обеспечивает безопасность пассажиров, с другой стороны – полноценные замеры, отражающие специфику работы водителя именно в рейсе.

Предполагается, что с учетом особенностей проведения СОУТ, водители вернут себе утраченные льготы. Чтобы несколько скрасить связанные с этим финансовые потери работодателя, разработчики Приказа 543н позволили совместное проведение СОУТ несколькими работодателями. Совместное проведение СОУТ возможно «на рабочих местах водителей, если они расположены на транспортных средствах одной модели, а указанные транспортные средства используются для регулярных перевозок пассажиров в границах одного населенного пункта и (или) для регулярных перевозок в пригородном сообщении с одним населенным пунктом» и удовлетворяют требованиям аналогичности (Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ, ст.9, п.6). В таком случае создается единая комиссия по проведению СОУТ, а полномочия руководителя комиссии по проведению СОУТ делегируются представителю одного из работодателей, проводящих специальную оценку условий труда.

Такое нововведение порождает массу вопросов. Например, «транспортные средства одной модели» могут иметь различный пробег и, соответственно, создавать разные шум и вибрацию. Или внеплановая СОУТ по результатам несчастного случая будет также проводится (и финансироваться) всеми «участниками проекта»?

Далее Приказ 543н установил обязательный перечень производственных факторов, подлежащих измерениям на рабочем месте водителя:
а) шум;
б) электростатическое поле (для троллейбусов, трамваев);
в) виброакустические факторы (Разработчики Приказа 543н продемонстрировали бы более высокую квалификацию, включив шум в виброакустические факторы, не указывая его отдельно);
г) параметры микроклимата;
д) тяжесть трудового процесса (рабочая поза, работа в вынужден-ном, фиксированном, положении);
е) напряженность трудового процесса.

Для оценки напряженности труда Приказом 543н введены дополни-тельные параметры, а для существующих параметров – пояснения и уточнения.

Показатели, учитываемые при отнесении условий труда по классу (подклассу) УТ по напряженности трудового процесса в соответствии с Приказом 543н:
1. Длительность сосредоточенного наблюдения (необходимость постоянного наблюдения за проезжей частью, салоном транспортного средства). Показатель не предусмотрен Методикой (Методика проведения СОУТ, утв. приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, пп. 84-91)
2. Плотность сигналов и сообщений в единицу времени. Приказом 543н перечислены виды сигналов и сообщений, а также указаны минимальные значения для подсчета плотности сигналов и сообщений в единицу времени
3. Число объектов одновременного наблюдения. Приказом 543н перечислены виды объектов одновременного наблюдения
4. Нагрузка на слуховой анализатор (необходимость восприятия речи диспетчера, пассажиров и сигналов от участников дорожного движения). Показатель не предусмотрен Методикой (Методика проведения СОУТ, утв. приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, пп. 84-91)
5. Активное наблюдение за ходом производственного процесса Показатель не предусмотрен Методикой (Методика проведения СОУТ, утв. приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, пп. 84-91)
6. Нагрузка на голосовой аппарат. При отсутствии автоматических устройств для информирования пассажиров

Расширение перечня показателей напряженности трудового процесса для водителя вполне понятно и оправданно. Жаль только, что разработчики Приказа 543н не сказали, как оценивать вновь введенные показатели. Что считать оптимальными и допустимыми значениями показателей, не предусмотренных Методикой проведения СОУТ (Методика проведения СОУТ, утв. приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, пп. 84-91)? С какого момента значения этих показателей оценивать как вредные? Как установить вредный подкласс УТ по этим показателям? Все это делает бесполезным измерение (исследование) вновь введенных параметров напряженности.

В соответствии с Приказом 543н итоговый класс (подкласс) условий труда по параметрам напряженности трудового процесса повышается на одну степень «в связи с осуществлением водителями профессиональной деятельности в условиях дефицита времени, с высокой степенью ответственности за результат такой деятельности, обусловленной значимостью возможной ошибки, возможностью возникновения особых дорожных ситуаций, способных создать риск для жизни и здоровья других лиц». Тоже, на первый взгляд, здравое требование. Но это значит, что напряженность труда вполне может быть оценена для водителя на класс 3.3 (с учетом итогового повышения на одну степень). Следовательно, итоговый класс условий труда на рабочем месте (3.3) будет служить основанием для сокращения продолжительности рабочего времени водителя.

Внесение в обязательный перечень производственных факторов, подлежащих измерениям на рабочем месте водителя, виброакустических факторов позволяет не спорить о том, является ли автомобиль технологическим оборудованием, а измерять шум, инфразвук, вибрации и оценивать их воздействие. Это, бесспорно, положительное приобретение.

Указание Приказом 543н среди обязательно измеряемых факторов тяжести труда позволяет обойти ограничение Класификатора вредных и (или) опасных производственных факторов на идентификацию тяжести труда на рабочем месте водителя.  Опять-таки на первый взгляд это неплохо. Но разработчики Приказа 543н в качестве параметра тяжести труда водителя указывают вынужденную (фиксированную) позу. Определений вынужденной и фиксированной позы разработчики не при-водят. Если обратиться за определениями к Методике проведения СОУТ, то становится понятно, что вынужденная поза («лежа», «на коленях», на корточках») безусловно не характеризует работу водителя. По поводу фиксированной позы (не-возможность изменения взаимного положения частей тела работника относительно друг друга, поза, характеризуемая либо полной неподвижностью, либо ограниченным количеством высокоточных движений, совершаемых с малой амплитудой в ограниченном пространстве) можно спорить, но и она, на мой взгляд, для работы водителя нехарактерна. По крайней мере, примеру работ в фиксированной позе, приведенному в Методике (работа с использованием луп и микроскопов), не соответствует. Более подходящей для оценки позы водителя была бы, на мой взгляд, поза «сидя» без перерывов. Но для того, чтобы оценить такую позу как вредную, водитель должен сидеть без перерыва более 60% времени смены. Это может быть характерно для водителя – дальнобойщика, но не для водителя общественного транспорта, который может покинуть свое рабочее место на конечных остановках маршрута.

Требования к оценке микроклимата, предусмотренные Приказом 543н, вызывают некоторое недоумение: «При отсутствии на рабочем месте искусственных источников тепла и холода, предназначенных для создания оптимальных условий труда на рабочем месте и не предусмотренных конструкцией транспортного средства, класс (подкласс) условий труда по параметрам микроклимата повышается на одну степень». Под «искусственными источниками тепла и холода…», вероятно, подразумеваются обогреватели и кондиционеры. Вероятно, если кондиционер и обогреватель не предусмотрены конструкцией автобуса и отсутствуют, класс (подкласс) с УТ по микроклимату повышается на одну степень. А если кондиционер и обогреватель конструкцией предусмотрены, но отсутствуют? А если наоборот, конструкцией не предусмотрены, но есть обогреватель, созданный руками умельца из депо? И вообще, чем дольше вчитываешься в вышеприведенную фразу Приказа 543н, тем меньше смысла в ней улавливаешь.

Оторопь вызывает и последний пункт Приказа 543н. «При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов не допускается использование приборов и (или) поглотительных растворов, содержащих ртуть, агрессивные, воспламеняющиеся и токсичные летучие вещества, а также опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества». Можно предположить, что за этим требованием стоит какое-то конкретное происшествие, в результате которого автобусный парк был залит ртутью, заражен токсичными веществами, сожжен и взорван. Но я уверена, что стандартный набор приборов, используемых для измерения производственных факторов на рабочем месте водителя, не содержит ничего выше-перечисленного, за исключением коррозионного содержимого стандартных батареек и аккумуляторов. Но современное средство измерения не-возможно представить без батареек.

Разработчики Приказа 543н явно стремились сделать так, чтобы на рабочие места водителей общественного наземного транспорта вернулись «вредность» и льготы. Но им опять что-то помешало создать жизнеспособный и однозначный документ. Вопросы, возникающие при прочтении Приказа 543н, позволят легко оспорить в суде любые результаты специальной оценки условий труда, выполненной с учетом особенностей проведения СОУТ на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования. Но когда (если) документ будет доработан и станет однозначным и бесспорным, водителям городского наземного пассажирского транспорта горячо позавидуют прочие водители автомобилей, продолжающие работать в «допустимых» условиях труда.

Е.А. Бондарь,
канд. техн. наук,
эксперт по специальной оценке условий труда
ООО «Экспертно-аналитический центр “Технологии труда”»

Запросить более подробную информацию по проведению специальной оценки условий труда можно на странице - http://sout.eactt.ru/