Отправить заявку

бесплатная консультация по телефону

Реформа-2018: что изменится в контрольно-надзорной деятельности


   В ходе мероприятий Недели, посвященной проблемам российского бизнеса, не могли обойти вниманием такой важный вопрос, как выполнение своих функций надзорными органами. Так, в первой декаде февраля в процессе форума, темой которого стали вопросы «перезагрузки» контрольно-надзорной деятельности, прозвучало выступление Михаила Абызова, являющегося министром РФ по вопросам Открытого правительства и «по совместительству» курирующего реформу государственного контроля.

В настоящее время обеспокоенность работодателей вызывают вовсе контроль, как ранее. Наиболее насущными стали проблемы тарифов, повышенные ставки налогообложения и катастрофическая нехватка профессионалов всех уровней. Конечно, перемены в госконтроле необходимы, прежде всего, для того, чтобы уменьшить уровень административной нагрузки. Именно эту цель и преследует новая реформа. Среди основных задач, запланированных для решения в наступившем году: избавление от ненужных и потерявших актуальность требований, обновление КоАП, взятие на вооружение новых информационных технологий, актуализация листов, используемых для проверки предприятий и работы по предупреждению возникновения нарушений.

По словам главы РСПП Александра Шохина, почти половина представителей бизнеса ощущают на себе давление со стороны контролирующих органов. Источником для этих данных стали результаты опроса делового сообщества. Глава РСПП подчеркнул стремление М.А. Абызова побудить бизнес-сообщество к незамедлительной реакции на попытки властных структур улучшить ситуацию в сфере деятельности по надзору и контролю.

Процесс реформирования контрольно-надзорной системы затронул предпринимателей – они просто не могли остаться в стороне. На сегодня уже готово около 400 инициатив, предусматривающих обновление требований к лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Эти предложения трансформированы в план мероприятий, получивший название «дорожные карты». С целью понижения нагрузки на объекты бизнеса внесены инициативы по ограничению требований, введенных еще в 2014 г., а также по использованию на практике принципа, при котором каждое последующие требование вводится после отмены двух предыдущих.

«Дорожная карта» представляет собой первый документ, который комплексно охватывает все ключевые вопросы, неизбежно возникающие в ходе деятельности по контролю и надзору. Основной его целью является систематизация основных направлений, в которых предстоит двигаться в рамках предстоящей реформы госконтроля. В плане мероприятий не забыты интересы не только органов, осуществляющих надзор, но и представителей деловой сферы и даже граждан государства. Сложность реализации подобного рода документов состоит в том, что они учитывают мнения и интересы всех участников процесса и стремятся к «золотой середине».  С одной стороны, контролю предстоит «поумнеть», должно повыситься качество проводимых работ и возрасти безопасность общества. Вторая основная задача заключается в снижении нагрузки на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Михаил Абызов отметил, что создание этого фундаментального документа стало возможным потому, что обсуждение проекта вышло за пределы министерских дверей. Свою лепту в его создание внесли все заинтересованные лица, ведущие эксперты и объединения деловой сферы. Именно поэтому «дорожная карта» имеет одинаковую ценность для всех сторон, и реализовывать изложенные в этом документе требования необходимо тоже совместными усилиями.

Куратор реформы выразил согласие с тем, что внедрение в жизнь «дорожных карт» на данном этапе замедлено. Но 2018 год должен поставить точку в этом вопросе. Особенную решимость министр выразил относительно необходимости актуализации КоАП.

Год 2017-й оказался плодотворным для актуализации нормативной и законодательной базы, необходимой для осуществления столь масштабной реформаторской программы. К тому же, достигнуты значительные результаты в плане предотвращения возможного травматизма или ущерба, значительно снизился уровень смертельных случаев на производстве. Только в первом полугодии число зафиксированных происшествий с летальным исходом стало меньше на полторы тысячи, почти такое же снижение отмечено по количеству травмированных. Что же касается материального ущерба по рискам, находящимся в ведении Ростехнадзора и Россельхознадзора, то здесь «сэкономлено» почти 3 миллиарда рублей.

Еще одной хорошей новостью явилось снижение админ нагрузки: Михаил Абызов отметил существенное снижение плановых мероприятий по контролю в сопоставлении с 2015 годом. Так, по состоянию на 2018 год объем их сократился заметно – в два с половиной раза. Проверки, осуществляемые внепланово, не так радуют – в прошедшем году количество их все еще составляло около миллиона, т.е. основной приоритет в грядущем году необходимо отдать реформированию системы внепланового контроля. Этот вопрос особенно волнует представителей бизнеса. По результатам опроса, проведенного среди бизнесменов, отмечены самые «узкие места», особенно проявляющимися при взаимодействии с надзорными органами. К ним относятся актуальность установленных требований, вопросы организации взаимодействия на расстоянии, документарные проверки и профилактические меры, направленные на предотвращение нарушений.

Не за горами принятие нового закона, касающегося госконтроля – в настоящее время он рассматривается в Госдуме. Согласно новому документу, надзорный орган может не приезжать с проверкой на предприятие. Теперь можно просто запросить необходимую информацию или иным способом отреагировать в случае обнаружения опасности. По словам Ольги Севостьяновой новый закон призван повысить безопасность условий для граждан, избавить бизнес от лишней нагрузки со стороны админструктур и обеспечить качественный выпуск продукции, а также оказание услуг.

Планируемая реформа также предусматривает повсеместное использование возможностей, которые предоставляют информационные технологии – это поспособствует более тесному общению предпринимателей и контролирующих органов. Существенный шаг – избавление от бумажной волокиты и перевод информации на электронные носители. Чтобы в полной мере реализовать задуманное, понадобятся мощные программы, способные обрабатывать и сохранять нужную информацию. Этим и займется «Цифровая экономика», информация о создании которой была объявлена Саввой Шиповым, заместителем главы Минэкономразвития.

В процессе преобразования контрольно-надзорной системы не забыли и о Генпрокуратуре: в списке проверок, которые необходимо предварительно согласовывать с данной структурой, станет гораздо больше пунктов. Как сообщает Генпрокурор РФ А. Буксман, только за истекший 2017 год раскрыты почти 170 тыс. случаев нарушений законодательства, допущенных в процессе проведения проверок на субъектах бизнеса. Так что приведенная мера призвана дать предприятиям вздохнуть свободнее, избавившись от излишнего гнета, подчас оказываемого надзорными органами.

Особо Михаил Абызов отметил решение о переходе на совершенно новый подход к оценке эффективности работы территориальных органов. Отныне этот показатель будет оцениваться в соответствии со способностью последних предотвратить возможный ущерб. В данном контексте потребуется направить усилия на развитие профилактических мер, таким образом, количество поднадзорных субъектов может увеличиться в 20 раз. Сам обновленный стандарт, предусматривающий профилактику нарушений, готовится к выходу «в свет» уже в феврале этого года.

Само создание проекта, предполагающее реформирование контроля должно продемонстрировать, что государственное управление может быть действительно эффективным. Особенно сейчас, с учетом звучащих со всех сторон критических замечаний. Поэтому основная цель на год 2018 – показать высокий класс дееспособности государственной машины.