бесплатная консультация по телефону

Трудовой кодекс: аудит системы управления охраной труда


К ноябрю 2017 года Минтруд России подготовил новый проект фактически всего раздела X Трудового кодекса (раздел 10 «Охрана труда»). Эти изменения были инициированы, прежде всего, для решения задач совершенствования механизма предупреждения производственного травматизма и профзаболеваемости. В 2018 году данные изменения будут рассматриваться Госдумой.

Одно из интересных и неожиданных нововведений в Трудовой кодекс – введение понятия «Аудит охраны труда». Ранее в Трудовом кодексе этого не было. Давайте посмотрим, что законодатель предлагает нам понимать под аудитом охраны труда и как этот инструмент будет работать.

Итак, законодатель в статье ТК № 214 «Обязанности работодателя в области охраны труда» среди прочего, указывает, что «работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (СУОТ), систематическую оценку ее эффективности, в том числе путем внутреннего и (или) внешнего (независимого) аудита».

Как видим, проведение аудита попало в перечень обязанностей работодателя и носит фактически носит императивный характер. Данную статью следует понимать именно таким образом – работодатель обязан проводить аудит, это составная часть оценки эффективности СУОТ. Можно не сомневаться в том, что у инспекторов ГИТ в проверочных листах (чек-листах) появятся позиции по оценке выполнения работодателем данного вида государственного нормативного требования.

По-прежнему, как в старые добрые советские времена государство очень глубоко пытается погрузиться в то, что связано с управлением на уровне организаций. Казалось бы, это дело работодателя – выбирать инструменты для оценки эффективности функционирующей у него системы управления охраной труда. Но, теперь в Трудовом кодексе появился условно обязательный внутренний/внешний аудит (охраны труда, или системы охраны труда).

Надо отметить, что несмотря на фактическую обязательность аудита, пока не понятно о каком именно аудите идет речь: это исключительно аудит в системе оценки эффективности системы управления охраной труда? Или это аудит системы управления охраной труда? Или это аудит охраны труда в организации? Все эти варианты имеют право на существование. Поскольку формулировка в проекте Трудового кодекса пока недостаточно четкая и ясная. Возможно, Минтруд России выпустит в последующем нормативный правовой акт более низкого уровня, более подробно раскрывающий формат реализации данной статьи Трудового кодекса.

Пока же мы можем исходить из того, что скорее всего, это именно Аудит системы управления охраной труда. Реальность в этом случае такова, что данный аудит охватывает все аспекты, связанные с охраной и безопасностью труда в организации.
Уже сейчас, до принятия поправок в раздел 10 Трудового кодекса, очевидно, что для проведения такого аудита системы управления охраны труда у многих работодателей недостаточно внутренних компетенций, имеющихся у службы охраны труда. Тем более, что уровень профессиональной квалификации кадров из охраны труда оценивается как недостаточный. Поэтому одним из выходов из данной ситуации мы видим подготовку Минтрудом Методических рекомендаций по проведению аудита системы управления охраной труда. При этом также остается открытым вопрос – у многих работодателей даже при наличии самого подробного методического инструментария не хватит внутренней квалификации для проведения данной работы.

В этом случае придется обратиться за помощью в специализированные компании, оказывающие консалтинговые услуги по охране труда для того, чтобы провести внешний аудит СУОТ, например, http://consult.eactt.ru/