бесплатная консультация по телефону

Как убедить директора, что охрана труда важна, нужна и требует материальных затрат?


В последнее время формирование культуры безопасности труда в организациях нашей страны достигает невиданных ранее масштабов, но всё же, показатели уровня травматизма говорят о том, что нельзя останавливаться на достигнутом, а постоянно совершенствовать направление охраны труда. В условиях непростой экономической ситуации, руководители организаций стремятся повысить эффективность своей деятельности для формирования конкурентного преимущества на рынке.  Как показывает практика, при отсутствии мероприятий по совершенствованию системы управления охраной труда, достижение высоких показателей практически невозможно. Безопасные условия труда, устранение профессиональных рисков, соблюдение культуры и эстетики производства, специальная оценка условий труда, охрана здоровья работников и другие направления – всё это входит в мероприятия по обеспечению охраны труда.

Руководители организаций и холдингов с высокими показателями эффективности хозяйственной деятельности осознают важность обеспечения безопасности труда и выделяют значительные финансовые средства на выполнение мероприятий в области охраны труда, пожарной и промышленной безопасности для повышения эффективность хозяйственной деятельности. В таком случае службе охраны труда нужно лишь организовать данную работу.

Однако, как показывает практика, не все работодатели готовы вкладывать финансовые средства на охрану труда, ограничиваясь лишь минимальным размером затрат, и ещё хорошо, если это так. Выделять финансовые средства на выполнение мероприятий по охране труда работодателя обязывает законодательство РФ. Размер финансирования должен составлять не менее 0,2% от суммы затрат на производство (ч. 3 ст. 226 Трудового кодекса РФ). При этом, требуется ежегодно улучшать условия труда в организации. Сумма, потраченная на охрану труда, указывается в обязательной годовой отчётности организации. В передовых организациях и холдингах, таких как ГК Ростех, Газпром, Группа НЛМК и других, сумма затрат на охрану труда многократно превышает установленный государством минимальный размер. Затраты на охрану труда компенсируются повышением эффективности хозяйственной деятельности за счёт снижения прочих затрат, в том числе:

  • на ликвидацию нестандартных и аварийных ситуаций;
  • на устранение последствий происшествий, связанных с неудовлетворительными знаниями персонала требований охраны труда, пожарной, промышленной безопасности, в том числе и правил оказания первой помощи пострадавшим – только специализированная организация может обеспечить качественную подготовку работника по требованиям безопасности;
  • на реализацию корректирующих мероприятий и вынужденные простои в связи с произошедшими несчастными случаями;
  • на выплату штрафов за выявленные государственными надзорными органами административные нарушения;
  • на увеличение количества закупаемой спецодежды и спецобуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты, ввиду потери их защитных свойств из-за закупки товара низкого качества – как говорится, «скупой платит дважды»;
  • на предоставление дополнительных отпусков, выдачу молока и лечебно-профилактического питания за вредные условия труда, при условии улучшения условий труда и проведению повторной специальной оценки условий труда на рабочих местах.
  • на обязательное социальное страхование за счёт установления Фондом социального страхования скидки к страховому тарифу при условии выполнения работодателем показателей, указанных в соответствующих Правилах;

Стоит также отметить, что расходы на обеспечение предупредительных мер по охране труда, в соответствии с п. 3 Правил № 580н, могут быть произведены за счет средств социального страхования. К ним относятся расходы:

  • на проведение специальной оценки условий труда;
  • на реализацию мероприятий по снижению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах;
  • на обучение по охране труда отдельных категорий работников (включая категории работников опасных производственных объектов, руководителей, специалистов служб охраны труда, членов комиссий по охране труда);
  • на приобретение работникам средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории РФ (и из материала, изготовленного в РФ);
  • на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • на проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников;
  • на обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено;
  • на приобретение приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры) (если работники проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры);
  • на приобретение приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов) (если страхователями осуществляются пассажирские и грузовые перевозки);
  • на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;
  • на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;
  • на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео– и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников к безопасному производству работ, а также хранение результатов этой фиксации.

Если говорить о штрафах за выявленные административные нарушения, то в соответствии с частями 2-4 статьи 5.27_1 КоАП РФ:

  • Нарушение государственных нормативных требований охраны труда влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей; на ИП - от 2000 до 5000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 80 000 рублей.
  • Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 рублей; на ИП - от 5000 до 10 000 рублей; на юридических лиц от 60 000 до 80 000 рублей.
  • Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 рублей; на ИП - от 15 000 до 25 000 рублей; на юридических лиц - от 110 000 до 130 000 рублей.
  • Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей; на ИП - от 20 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц - от 130 000 до 150 000 рублей.
  • За повторные нарушения: влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на ИП - от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Размеры штрафов указаны за каждый выявленный случай административного правонарушения. Например, за каждого работника, которому не был проведен положенный ему периодический медицинский осмотр, или за каждого работника, которому не был выдан хотя бы один из видов средств индивидуальной защиты, предусмотренных Типовыми нормами.

Для того, чтобы добиться увеличения финансирования мероприятий, специалисту по охране труда нужно расширить свой кругозор и дать директору обоснование необходимых затрат не только с технической точки зрения, но и показать финансовую составляющую, с расчётом экономического эффекта реализации мероприятий по охране труда и выявлением профессиональных и финансовых рисков. Оформить обоснование можно в виде служебной записки, указав в ней выявленные внутренними проверками нарушения и рассчитав все вероятные затраты, штрафы и предполагаемый экономический эффект.

Кроме снижения вышеуказанных затрат, работодатель получает высокомотивированных работников, удовлетворённых своим трудом. Если работодатель заботится о жизни и здоровье своих работников, то и они отвечают «взаимностью». Как правило, в организациях с высоким уровнем культуры безопасности, производительность и заинтересованность работников в повышении эффективности постоянно увеличивается.

Законодательство нашей страны не стимулирует работодателей увеличивать затраты на охрану труда. Если продукт или услуга новые, инновационные, следовательно, они не прописаны в законодательных нормативных документах, а значит, их покупку и реализацию нельзя отнести на себестоимость. Соответственно, у работодателя нет желания тратить на это свою прибыль. Со временем, изменения в законодательстве устранят этот ограничивающий фактор и, благодаря этому, организации смогут выйти на качественно новый уровень в развитии направления охраны труда.